Компания "Тебе студент" во Владимире - дипломные и курсовые на заказ, без плагиата точно в срок. Авторы преподаватели ВУЗов, кандидаты и доктора наук.

Методы исследования в курсовой работе: примеры

Содержание

В течение всего периода обучения студентам приходится написать не один учебный труд, каждый из которых предполагает наличие определенной методологии. Методы исследования в курсовой работе — важный элемент, который, как правило, прописывается во введении. Он позволяет комиссии составить четкое представление об уровне изученности вопроса, имеющейся базе знаний и отношении учащегося к полученному заданию.

Что такое методы исследования

Данное понятие подразумевает под собой те пути и средства, которые помогают получить новейшие знания по имеющемуся вопросу, расширить теорию и обосновать тезисы, приведенные в тексте курсовой, реферата или диссертации. Благодаря такому инструменту существует возможность собирать и обрабатывать информацию, грамотно и исчерпывающе фиксировать ее.

В науке выделяется много способов исследования, поэтому они были объединены в две больших группы: общенаучные и частнонаучные. Отличие заключается в том, что последние применяются и характерны только для конкретной дисциплины. Например, в социологии это интервью и включенное наблюдение, а в экономике – агрегирование и графический метод.

Выбор подхода к рассмотрению проблемы должен учитывать в первую очередь цели и задачи работы, область изучения.

Применять все возможные методы написания в курсовой работе нет необходимости. В противном случае это ведет к некорректному изложению материала и ложным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке за курсовую.

Какие бывают методы исследования в курсовой работе

Помимо обще- и частнонаучных, с точки зрения области применения они подразделяются на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т. п.)  и эмпирические (наблюдение, расчеты, опрос и др.). Также иногда выделяют экпериментально-теоретические. Каждый из них включает в себя ряд более конкретных подходов. Их использование позволяет достигнуть поставленных задач и целей.

Подробно описать методы, используемые в курсовой работе, необходимо в практической части проекта.

Также обязательно указать те результаты, которые были достигнуты после его использования. Главное требование – любой выбранный способ изучения должен быть обоснованным и незаменимым для данной работы.


Теоретические методы исследования 

Целью теоретических методов является подробное и полное объяснение того, что послужило причиной возникновения прецедента, установление его сущности и связи с окружающим. Они требуются для постановки задач, рождения гипотез и позволяют оценить итоги. Поэтому теоретические методы исследования в курсовой работе тесно взаимосвязаны с разного рода литературой: монографиями и статьями ученых, документацией по истории, периодикой и др. Данные подходы не требуют практических действий.

Обобщение

Подразумевает объединение исследователем двух и более объектов или предметов в укрупненные группы. Это делается на основе похожих признаков и помогает определить общие особенности и отличительные черты.

Обобщение может быть нескольких видов:

  • аналитическое – заключается в переходе от одной мысли к другой без обращения к эмпирической действительности;

  • Купить курсовую

    индуктивное – подразумевает переход от конкретных характеристик к более широким суждениям.

Это одна из наиболее распространенных методик, применяемых студентами. В качестве примера можно привести переход от таких понятий, как «апельсин», к «цитрусовым», а далее к более общему «растения».

Абстрагирование от проблемы

Суть заключается в конкретном рассмотрении определенного свойства предметов и явлений, изучаемых в научной работе. То есть конкретное качество подвергается всестороннему анализу и при этом не затрагиваются другие характеристики.

Данный способ часто используется в гуманитарных дисциплинах.

Благодаря ему появляется возможность выявить незаметные на первый взгляд, но важные закономерности в таких науках, как психология, философия, педагогика, а также дать четкие определения и получить новейшие знания.

Например, при изучении такого понятия, как «книга», необходимо сделать акцент на общих моментах, характерных для всех книг, и отбросить такие нюансы, как цвет, издательство и т. д.

Проведение аналогий

Использование данного метода не дает четких результатов, но в целом является эффективным. Чаще всего применяется тогда, когда нет возможности изучить объект. В этом случае осуществляется перенос знаний с одного объекта на другой. То есть подбирается схожий объект и исходя из имеющихся материалов о нем делаются выводы относительно того, что рассматривается в проекте. Так, например, это актуально для изучения планет земной группы и возможности их освоения человеком.

Возможно применение индукции (при переходе от частных случаев к общим) и дедукции (от общего к частному).

Сравнительный анализ

Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств и характеристик предметов с целью выявления различий и сходств. Он часто используется в различных научных сферах и позволяет сравнивать мнение ученых или результаты исследований.


Классификация

Наиболее простой метод изучения, который может быть применен в процессе исследовательской работы. Подразумевает под собой деление объектов на группы с учетом определенных признаков. Например, классификация может быть проведена по таким признакам:

  • физические данные, куда входят размер, объем и т. п.;

  • материал — дерево, металл, пластик;

  • Заявка на курсовую

    стиль — готика, неоклассицизм и др.;

  • жанр — живопись, музыка, литература.

Возможно разделение и по хронологии, и по другим параметрам. Единственным условием является уместность приведения конкретной классификации для вашей работы.

Объединение (синтез)

Синтез предполагает объединение уже известных свойств в единое целое. Он тесно связан с анализом. Положения, которые были получены в качестве результата, включаются в теорию объекта, тем самым обогащая ее. Это дает толчок к новому научному поиску и определяет пути его развития.

Изучение и анализ литературы, документации, архивных источников

Этот метод позволяет сделать выводы о глубине изученности тех аспектов, которые хорошо освещены в научных трудах, и выделить те, по которым информации на данный момент недостаточно.

Для этого необходима плотная работа с монографиями и научными статьями, мемуарами, очерками.

Большое количество работ по теме и исчерпывающая информация в них говорит о полном исследовании явления или предмета.

Практические методы исследования 

Данные способы основываются на получении информации с помощью органов чувств. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и являются продолжением тех тезисов, которые были выдвинуты на основе теоретических знаний.

В основе практических, а по-другому эмпирических, методов исследования в курсовой работе лежит наблюдение, измерение объекта, его сравнение с чем-либо и анализ параметров в ходе экспериментов.

Эксперимент, как ключевой метод практического исследования

Наиболее действенным и эффективным является именно выполнение эксперимента. Чаще всего он применяется, если нужно писать диссертацию и другую объемную научную работу. А вот в курсовой встречается крайне редко.

Данный метод строится на двух главных принципах: повторяемости и доказательности. Он не просто наглядно показывает конкретное свойство, но и должен быть повторен по мере необходимости. Сложность заключается как раз в проверке исследуемого явления в условиях, находящихся под полным контролем.  

Наблюдение

Ключевой способ для любого исследования, поскольку именно с наблюдения и начинается познание. Цель заключается в том, чтобы смотреть за объектом и фиксировать все важные показатели. Так, орнитологи наблюдают за птицами и устанавливают их место проживания, поведение, принципы питания. Это позволяет собрать много ценной и полезной для дальнейшего изучения информации, в том числе и статистических данных.


Расчеты и измерения

Чтобы провести все важные расчеты, требуется фиксировать различные физические данные объекта: вес, длину, рост и др. При этом используются стандартные единицы измерения. Благодаря этому результат выражается в численных показателях.

Моделирование

Необходимо создание модели, то есть уменьшенной копии объекта. Как правило, используется при разработке новых сооружений и технологий. Моделирование может быть:

  • знаковым – в этом случае используются чертежи и схемы;

  • предметным – требуется воспроизвести конкретную часть объекта;

  • мысленным – например, компьютерная 3D- и другие программы. Возможность трехмерного построения изображения является наиболее современным и продвинутым методом, позволяющим досконально изучить предмет со всех сторон и получить полное наглядное представление о нем.

Все это позволяет четко определять характеристики и таким образом улучшать их, рационально использовать способы построения и делать прогнозирование.

Интервью

Организация интервью предполагает разговор с человеком, который может поделиться полезной информацией по нужной вам теме либо же если он сам является объектом исследования. Оно имеет регламентированный характер, то есть вопросы уже заранее сформулированы и необходимо получить ответы на них. К этому методу близка и беседа, которая также может применяться при изучении. Однако она носит более свободный формат и позволяет собеседникам высказывать личное мнение.

Подходы легко реализуются, поэтому пользуются особой популярностью.

Социологический опрос

Метод предполагает наличие заранее подготовленных вопросов, зачастую с несколькими вариантами ответа. Может проводиться и в письменной, и в устной форме. Преимущество заключается в возможности охватить большое количество людей и получить максимально точные данные.


Описание

Во многом схоже с наблюдением. Однако обязательным является фиксация внешнего вида исследуемого объекта или его признаков. Для описания могут использоваться диаграммы, рисунки и таблицы. Сегодня метод широко востребован гуманитарными и естественными науками. Часто требуется для экономических, математических дисциплин, а также в психологи и педагогике.

Теперь у вас есть общее представление о том, какие методы используются при написании курсовой работы. Как правило, они работают в комплексе, что позволяет дать исчерпывающую информацию по теме.

Пример оформления методологической основы исследования по педагогике

Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».

Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.

иконка word Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности




Возврат к списку